пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

информационно-аналитический портал для всех ревнителей русской истории и культуры

пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Традиции православной металлопластики

Возрожённые традиции.

Андреевский монастырь... Пять веков минуло, как заложили его "близ царствующего града Москвы, на брезе реки Москвы, в горах". И поныне, хотя теперь он почти в центре столицы и окружен многоэтажными домами, да и гор мало где в округе найдешь, славится монастырь своей Синодальной библиотекой Московской патриархии. В ней собраны уникальные труды.
Две мастерские,"Кавида-К" и "Калежа", возраждающие традиции, положили в основу своей деятельности воссоздание и реконструкцию меднолитой пластики минувших веков. Как церковной, так и светской. Они входят в число Патриарших мастерских и  имеют благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. 
История меднолитой пластики на Руси заслуживает отдельного разговора.
Особенно широкое развитие получила она после введения христианства, когда кресты, иконы, складни сопровождали человека на всем жизненном пути. Известны медные кресты, принадлежавшие по преданию русским святым Авраамию Ростовскому, Евфимию Суздальскому, Сергию Радонежскому. Они впоследствии многократно воспроизводились, им придавалось значение национальной святыни.
Кресты, иконки-подвески, богослужебные предметы (кадила, кации и другие), выполненные из художественного медного литья, имели различное назначение. Некоторые служили для украшения церковной утвари, богослужебных книг, лампад, большинство же предназначалось для индивидуального употребления.
Меди как металлу издавна приписывались защитные и исцеляющие свойства. Кресты-тельники должны были обязательно быть медными, так как, по библейскому преданию, при исходе из Египта иудеев, Моисеем за их малодушие и ропот во время скитаний по пустыне были насланы змеи. После того как от укусов этих змей умерло множество людей, народ обратился к Моисею с покаянной просьбой помолиться Яхве о спасении от них. Пророк Моисей сделал "медного змея и выставил его на обозрение, и когда змея жалила человека, он, истинно уверовав в Бога, взглянув на медного змея, оставался жив".
Кроме того, на Руси, вплоть до начала безбожного периода начала xx века, весьма распространен был обычай ставить деревянные кресты и столбы по краям улиц, при въездах в поселения, на перекрестках, на почитаемых почему-либо местах...
В крестах просто вырезается изображение распятия, а в столбах вкладываются литые медные воздвизательные кресты, иконы простые или с окладами в ризах; предметы меднолитой пластики часто крепились над вратами жилищ и при входе в дом.
(По материалам книги Гнутовой С. В. Крест в России. М. 2004 и статьи А.Кондрашёва. Медного литья ваятели. Московский железнодорожник. 08.12.2006)

                                       КОЛЛЕКЦИЯ НОВОДЕЛОВ
                                                                     

Предметы народного быта
МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
-Глиняная игрушка
-меднолитая традиция