пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

информационно-аналитический портал для всех ревнителей русской истории и культуры

пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Страница
12

ОБРАЗЫ СВЯТЫХ


             


В медном литье — массовом и тиражном виде искусства — легко выявить наиболее почитаемых святых. В народной среде самыми скорыми помощниками считались святые «демоноборцы», предохраняющие человека от воздействия злых сил. Святые мученики Никита, Георгий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Димитрий Солунский, архангелы Михаил и Сихаил являлись победителями бесов, изображаемых обычно в образе змеев и драконов. 

Присутствие в доме или на теле небольшого литого образка с Никитой—бесогоном, чтение текста апокрифа о Никитином мучении давали человеку уверенность в покровительстве святого мученика Никиты, в защите от всяческих бесовских козней да и от житейских неурядиц.

Таким же почитанием на Руси пользовался святой великомученик Георгий-змееборец. Да и по народным сказаниям, Георгий считался покровителем полей, защитником домашних животных от падежа и разных болезней, от съедения зверями.

В каждом православном русском доме можно было встретить образ и другого святого - Николы Чудотворца, к которому чаще, чем к другим святым, обращались с молитвой «о заступлении от всяческих бед и несчастий. В медном литье наиболее широкое распространение получили иконографические изводы Николы Чудотворца и Николы Можайского.

Рядом с иконами Николы Чудотворца совсем скромно выглядят небольшие монолитые образки с великомученицей Параскевой Пятницей. В народе святая Параскева почиталась как покровительница полей и скота, ей молились о всяком благополучии и домашнем счастии, об избавлении от разных недугов.

Как целитель в народной среде был известен священномученик Антипа. К этому святому обращались с молитвой об избавлении от зубной боли.

В медном литье святые часто представлены определенными группами. Например, на небольшом образке изображен священномученик Харалампий вместе с мучениками Иоанном Воином и Вонифатием. Объединение трех святых было вызвано их необычайной популярностью в народе. К Иоанну Воину, или, как его еще называли, «Воинственнику», обращались для того, чтобы вновь обрести украденные вещи и даже бежавших слуг. Вонифатия просили и «об избавлении от виннаго запойства». Святого Харалампия молили уберечь от внезапной смерти без покаяния, которая могла застигнуть человека.  
                        
                                 

Предметы народного быта
МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ