пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

информационно-аналитический портал для всех ревнителей русской истории и культуры

пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Страница
123456789

Наперсный крест. История


             

Это специально оговаривалось правилами Собора 1675 года. Носить два энколпия (в форме креста или панагии), помимо патриарха, имели право три митрополита: Киевский, Новгородский и Казанский. Во время пребывания в Московской епархии или при совместной службе с патриархом возлагать на себя два энколпия мог только митрополит Новгородский (Амвросий (Орнатский), архиеп. История российской иерархии. В 6 т.: В 7 кн. М., 1807 -1815. Т. 1). Получается, на наш взгляд, странная ситуация. Мы имеем данные, что только миряне носили наперсные кресты издавна по начало XVIII века. Можно полагать, что в период X–XV веков (не позднее) и священнослужители, по желанию, могли носить кресты наравне со всеми, но об этом нам неизвестно не одного свидетельства.

В XVIII веке после преобразований Императора Петра I фасон одежды высших слоев общества значительно изменился. Сам Царь перестал носить наперсный крест, и со времени Петра I эта традиция стала забываться. Приближенные Петра также стали носить западное платье, и ношение мирянами наперсных крестов постепенно полностью выходит из употребления, а право ношения креста в период XVIII — начала XX веков постоянно расширяется на все больший круг священнослужителей. Только Императоры продолжали облачались в наперсный крест в особых церемониальных случаях.

Далее расскажем о ношении наперсных крестов архимандритами. Практика облачения в наперсные кресты архимандритов возникла явочным порядком в Западнорусской (иначе Литовской или Киевской) митрополии в XV–XVII веках, когда митрополия была отторгнута от Русской церкви Польшей и Литвой и имела самостоятельное управление под началом Константинопольского патриарха. Эта область находилась под сильным западным влиянием и ношение наперсных крестов архимандритами, по мнению кандидата богословия К. Китовича, возникло «из подражания католическим аббатам».

В начале XVIII века Император Петр I для сопротивления старомосковским церковным традициям и «просвещения Руси», как понимал его Петр, выдвигает в патриаршие местоблюстители и другие, поставляемые в епископы — архимандритов из вошедшей к тому времени в состав Русской церкви Западнорусской митрополии. Весь XVIII век большинство епископов и архимандритов — выходцы из Малороссии. (Только в 1754 году Императрица Елизавета Петровна законодательно «дозволила производить в архиереи и архимандриты великороссиян» (ПСЗ Т. XIV. № 10216.). В связи с этим, традиции западного православия, где к XVIII веку почти все архимандриты носили наперсные кресты, проникают в центральную Россию.

                                

Предметы народного быта
МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ