В средние века на Руси наперсные кресты носили и женщины. Согласно исследованию Костомарова в XVI–XVII веках «шея женщины и девицы была увешана множеством крестов, образков и несколькими рядами монист жемчужных и золотых, иногда составленных в виде цепочки, на которых висели рядами коротенькие цепочки, каждая с крестиком. Кроме монист, знатные женщины носили золотые и серебряные позолоченные цепи, на которых висели большие кресты, отделанные финифтью».
Дарение наперсных крестов было важным элементом свадебной церемонии. Так, в свадебном чине (обычно сопровождавшем списки Домостроя), читаем: «по некотором времени, как договорятся, приезжает к теще мать жениха и смотрит невесту, и тут ее одаривают камкою и соболями, а она даст невесте один перстень, да назавтра пришлет с боярыней крест или панагию да фруктов». Перед свадьбою мать «возлагает» на невесту панагию, а отец жениха благословляет сына «крестом с мощами на шнурке, и возложит на него собственноручно»(Чин свадебный // Памятники литературы Древне Руси: середина XVI в. М., 1985).
Крест-мощевик 1675 г.; материал: серебро;техника: чеканка, золочение, резьба; размер: 9 × 6 см
Итак, как ясно видно из вышепоказанных свидетельств, в период XVI–XVII веков ношение наперсных крестов мирянами, в том числе женщинами, было вполне распространено в Московской Руси. Но в этот же период из духовенства носить наперсный крест и/или панагию (энколпион) разрешалось только епископам.