В конце XV века в духовном завещании Великий князь Василий Васильевич Темный писал: «сына своего Ивана благословляю крест Петров Чудотворцов, да крест золот Парамшинский, да шапка, да бармы, да сердоличная коробка <…> а сына своего Юрья благословляю <…> крест золот, что мя благословила моя мати Великая Княгини, да пояс золот на червчати ремени. А сына своего Ондрея большого крест золот Княж Дмитриевский меньшего с цепочкою; а сына своего Бориса благословляю крест золот, что мя благословила моя мати…» (Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 2. Т. V. Примечания. С. 156.).
Крест наперсный, вторая половина XVI века; 16х8,4х0,8 см.; материал: серебро, речной жемчуг; техника: литье, резьба, золочение. Москва
О том, что в XVI и XVII столетиях наперсные кресты жаловались Царями, и ношение их было распространено среди мирян, пишет и Н.И.Костомаров: «В довершении блеска своих одежд русские <…> вешали на шею драгоценные золотые или позолоченные цепи, а к самим цепям прикрепляли кресты, и такие цепи передавались вместе с крестами от родителей к сыновьям как залог благоденствия. Также и цари жаловали ими своих приближенных. Иногда они были так массивны, что весили до двух фунтов» (Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях: утварь, одежда, пища и питие, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993. С. 100.)