пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

информационно-аналитический портал для всех ревнителей русской истории и культуры

пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Страница
1234567891011

Литейная форма из берёзового гриба, миф или реальность?

    На проведение этого эксперимента меня подвигла статья из книги С.В. Гнутовой "Русское медное литье" Выпуск 2. (стр. 164)- «Изготовление литейных форм с помощью березовых грибов".

    Старообрядческая традиция донесла до нас весьма любопытный способ. Впервые автор услышал об этом способе от старика-поморца в д. Кодозеро (Карелия).
    Собственно говоря, сведения, сообщенные стариком, были довольно скудными: его дед рассказывал, что медник, работавший у них в деревне, отливал кресты и образки в березовых грибах. Необычность способа первоначально заставила усомниться в достоверности этого рассказа. Однако удалось выяснить, что д. Кодозеро была крупным центром производства крестов, образков, книжных застежек, чернильниц и пр. на протяжении почти двух столетий, вплоть до второй половины XIX пека. Само производство направлялось запросами знаменитой Выгорецкой поморской обители. За все время существования обители д. Кодозеро, иначе Кодозерский скит, входила в состав так называемого «раскольнического суземка».
    Воспоминания местных жителей, записанные этнографом В. Майновым в середине XIX пека, также отмечают факт использования березовых грибов для производства медного и серебряного литья . Необычностью способа, вероятно, объясняется тот факт, что такие крупные исследователи Выгорецкой обители, как П.Г. Любомиров, В. Г. Дружинин, Е. В. Парсов, не отмечают существования у поморцев данного способа производства.
    Между тем способ изготовления литейных форм при помощи березовых грибов крайне прост. Срезанный гриб вываривается в воде, разрезается и внутрь разреза закладывается модель. После высушивания под прессом модель вынимается и сквозь просверленные литнички заливается металл.
    Преимуществом данного способа, кроме его крайней простоты, является возможность дополнительной обработки внутренней поверхности формы. Полученная сухая масса легко гравируется, режется, полируется. Значительные дополнения в такой форме трудновыполнимы, однако более мелкие дополнения (замена надписей, орнамента, разделки одежд и пр.) гораздо рациональнее и выполнять именно в подобной форме. Тогда отпадает необходимость исполнения такой сложной операции, как изготовление промежуточных моделей.
   Практическое применение этого способа дало прекрасные результаты, показавшие, между прочим, что использование березовых грибов не ограничено сезонными рамками. Полученные мною благодаря любезности бывшего хранителя Петрозаводского музея Р. А. Девипой березовые грибы были собраны осенью, а формы из них изготовлялись уже зимой. Таким образом, заготовленные впрок березовые грибы устраняют сезонное влияние на производство медного и серебряного литья.
    Качество литья в березовые формы безукоризненно. Вероятно, применением березовых форм объясняется высокое качество отливки поморских изделий, на что часто указывали различные исследователи, например В. Г. Дружинин, В.П.Перетц.

Предметы народного быта
МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ