пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

информационно-аналитический портал для всех ревнителей русской истории и культуры

пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Страница
12

Иконки-образки

Параллельно с меднолитыми иконами, в конце 19-начале 20 века широкое хождение приобретают штампованные образки, носимые на теле вместо крестов, а, зачастую, и вместе с крестами. Существует многообразие форм образков, основными, часто встречающимися при полевых работах являются иконки овальной, округлой и прямоугольной форм. Основная сюжетная линия прослеживающаяся в иконографии: образы месточтимых святых (т.е. образы святых, наиболее почитавшихся в той или иной местности Российской Империи, в тех же регионах, как правило, и изготавливающихся); общечтимых святых (к данной группе можно отнести образы святых, широко чтимых во все времена торжества христианства вообще и в частности, русского православия, так же  сюда относятся образы некоторых святых, канонизированных в разные эпохи, вплоть до прихода большевиков к власти 20 веке); образы Богородицы, образ Христа и креста Господня, памятные образки (т.е. приуроченные к каким либо памятным датам в истории РПЦ, либо свидетельствующие о принадлежности к какому либо духовному заведению, торжеству или окончанию оного).

Валерий Квятковский, в своей книге "Нательные образки предреволюционного периода" справедливо замечает: "массовые "народные" изделия - кресты и образки Нового времени, практически не затрагиваются исследователями...Не представлены они и в музеях... Это приводит к тому, что достаточно распространенный предмет зачастую приводит находчика в недоумение...
Нательные образки в 19 - нач.20 века производились множеством больших и малых мастерских, причем в массе своей старообрядческих. Кроме того, образки изготавливались и в мастерских, существовавших при монастырях...обычно производивших образки с изображениями святых, чьи мощи покоились в данном монастыре или с изображением чудотворной иконы, находящейся в обители. Часто такие образки приобретались паломниками из разных областей России, поэтому их место нахождения может быть существенно удалено от места изготовления.
Помимо медных широкое распространение получили образки из серебра, как в связи с удешевлением серебра, так и из-за роста общего благосостояния населения России в рассматриваемый период. Оловянные и свинцовые образки практически не встречаются в обозначенный период времени, за исключением полуподпольных изделий раннесоветского периода, весьма грубого исполнения кустарным споособом по дореволюционным образцам.
Около  60% образков второй половины 19 - нач. 20 века составляют изделия небольшого размера - не более 30мм, изготавливавшихся методом штамповки со слабой рельефностью изображений. Это проявляется в плохой сохранности находимых образков. Оглавие чаще всего делалось в виде плоского ушка.
Встречаются образки как двусторонние, так и одностороннего штампа. На обратной стороне, приемущественно на серебряных образках, гравер указывал имя владельцы или короткую заздравницу "Боже храни (имярек)", "Спаси и сохрани".

Предметы народного быта
МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ